http://www.bseu.minsk.by/meo http://bseumeo.narod.ru
МЭО Интервью декана ФМЭО Мишкевича М.В.
  Главная
  Новости
  История
  Франкоязычное
  отделение
  Проект
  ТЕМПУС ТАСИС
  Экономика ЕС
  Декан
  Профиль
  специалиста
  Абитуриенту
  Учебный
  процесс
  Выпускники
  Справочник
  студента
  Ассорти
  Ссылки
  Контактная
  информация
  О сайте

(декабрь 2000)

- Михаил Вацлавович, Вы работаете деканом факультета Международных экономических отношений уже более пяти лет. Что изменилось на факультете за это время?

- Первое, что было сделано, - это изменение внешнего облика деканата и всего факультета. Это, конечно, не самое главное, но, как говорится, по одёжке встречают. Внешний вид деканата был кардинально изменён. Мы сделали ремонт, закупили новую мебель и компьютеры. Теперь в деканат приятно войти и преподавателям и студентам. Этаж, занимаемый факультетом, в лучшую сторону отличается от других. В современном конференцзале, оборудованном новейшей техникой, регулярно проводятся международные и республиканские конференции, проводятся занятия по иностранным языкам.

Осуществлен переход на пятилетнее обучение. Это позволило нам расширить учебный план, увеличить количество часов (особенно по иностранным языкам), добавить новые предметы, уделить больше внимания изучению специальных предметов на четвертом и пятом курсах.

В последние годы был существенно увеличен набор студентов. Если раньше мы набирали на бюджетную форму обучения 20 человек, то сейчас мы принимаем 60 человек на бюджетные места и еще столько же на платные. Хотя, с другой стороны, количество студентов факультета сократилось за счет перевода специальностей Муниципальное управление и Маркетинг на другие факульте-ты. Сейчас у нас только одна специальность: Мировая экономика и международные экономические отношения, что позволяет значительно усовершенствовать работу, сфокусировать усилия и добиться хороших результатов.

На факультете была введена система дифференцированной оценки знаний студентов, учитывающая не только знания, показанные на экзаменах, но и работу в течение семестра. Конечно, при внедрении этой системы мы столкнулись с некоторыми трудностями. Например, сложно было изменить психологию как студентов, так и преподавателей. Между тем, я хочу сказать, что на сегодняшний день эта система окончательно сформирована и рекомендована Советом университета для распространения на других факультетах как прогрессивная.

Хотелось бы отметить ещё одно нововведение, которого нет ни на одном другом факультете. Это рейтинг студентов. Теперь каждый студент может подойти к информационному стенду и узнать, на каком он находится месте по успеваемости в группе, на курсе и на факультете. Было довольно не просто выбрать критерий сравнения студентов. Мы остановились пока на показателе результатов сессии. Правда, компьютерная программа не учитывает общественную жизнь студентов. Всё дело в том, что её очень сложно оценить. Вот вы, например, создаете сайт факультета, а кто-то играет в КВН, как это выразить в баллах?

До сих пор к выставлению рейтинга на всеобщее обозрение относятся довольно неоднозначно. Некоторые студенты предпочли бы американскую систему, когда оценку знают только студент и преподаватель. Мне больше нравится французская система, которая афиширует результаты экзаменов для всех. Так, например, после сессии во французских университетах все стены увешаны длинными списками с результатами экзаменов. И ничего страшного, на мой взгляд, в этом нет. Наоборот, это может послужить стимулом и усилить конку-ренцию между студентами.

С приходом на факультет мне хотелось повысить уровень дисциплины, добиться более серьёзного отношения к экзаменам и зачетам. Я думаю, что дифференцированная система оценки знаний способствует этому. Приятно отметить, что на факультете сформировался культ знаний. Хотя, конечно, лоботрясы все ещё присутствуют.

Сейчас на факультете работают одни из лучших преподавателей университета - требовательные, интеллигентные, обладающие высокой научной культурой. Многие предметы преподаются непосредственно заведующими кафедами.

Радуют результаты работы франкоязычного отделения МЭО. Было подписа-но несколько договоров с Парижским университетом. Второй год выпускники отделения получают подлинные дипломы Сорбонны. К нам ежегодно приезжа-ет известный в мире экономист господин Жан Пьер Эльфер. Я был потрясён тем, насколько необычны и интересны его лекции. Он просто мастер своего де-ла. Хочется отметить существенный вклад Пьера Кабанёльса (Pierre Cabagnols), руководителя программы с французской стороны. Благодаря этому ответствен-ному человеку к нам ежегодно приезжают профессиональные преподаватели. В этом году сам господин Мишель Каплан (Michel Kaplan) - ректор Сорбонны - дал согласие приехать на факультет, что, несомненно, говорит о признании и высокой оценке нашей работы.

- С какими именно трудностями Вам приходится сталкиваться в процессе своей работы?

- На мой взгляд, сложнее всего преодолевать инертность преподавателей и структур университета, которые воспринимают нововведения как покушение на их статус. Люди всё еще не готовы или даже не хотят менять старые порядки. Довольно сложно, например, было внедрить систему рейтинговой оценки зна-ний, которая встречала сопротивление со стороны студентов и преподавателей. Университет - это вообще консервативная структура. Во Франции, например, перестройка средневековой образовательной системы началась только в 1968 году, и то после бурных выступлений студентов. И у нас не все хотят резких перемен, считая консервативность залогом стабильности. Но, на мой взгляд, если стабильность принимать только за благо, далеко не уедешь. Нужен элемент нарушения, разрушения старых правил, иначе не будет движения вперёд. В работе факультета неизбежны преобразования, что иногда наносит дискомфорт приверженцам консерватизма.

(В этот момент наш разговор прервал телефонный звонок. На беглом французском декан беседовал о планах сотрудничества на будущий год с одним из французских коллег, что было приятной для нас неожиданностью.)

- Вы хорошо знакомы с системой образования за рубежом. Что из иностранного опыта Вы бы хотели внедрить в деятельность факультета?

- Как я уже говорил, на факультете уже действует система дифференцированной оценки, учитывающая работу в семестре. В будущем хотелось бы вдвое сократить количество обязательных аудиторных часов. Если у нас студенты должны заниматься 500-600 часов в семестре, то за рубежом - в два раза меньше. Но это совсем не значит, что в освободившееся время студенты будут пить пиво в столовой. Сокращение нагрузки предусматривает усиление роли самостоятельной работы студентов. На мой взгляд, знания, полученные самостоятельно, - самые прочные.

Мне бы хотелось, чтобы студенты осознали, что экзамены и зачёты - это настоящее и серьёзное мероприятие, не прийти на которое нельзя. Семестровые экзамены должны быть такими же серьезными, как и вступительные. В Швей-царии, Франции и других странах, например, один экзамен можно сдавать не более двух раз, причём только в строго отведённое время. Право учиться есть у всех, но, чтобы получить диплом, нужно пройти ряд серьёзных испытаний. У нас же всё наоборот - самое сложное поступить.

Хотелось бы окончательно закрепить дух академической свободы, дух свободной дискуссии, сложившейся на факультете.

Также в крупных западных университетах у студентов есть возможность пользоваться электронной почтой, с предоставлением личного адреса на сервере университета. Мне очень нравится эта идея, и я хотел бы видеть её воплощение в нашем университете.

- На факультет регулярно приезжают иностранные преподаватели. В каком направлении Вы предполагаете развивать подобное сотрудничество?

- Да, у нас накоплен достаточно богатый опыт такого сотрудничества. Раньше мы были рады любому иностранцу, приезжавшему к нам. Сегодня у нас уже есть выбор, и мы стараемся приглашать действительно лучших. Мы еже-годно приглашаем американцев, немцев, французов. Несомненно, это приносит многостороннюю пользу. Во-первых, посещая занятия иностранных преподавателей, студенты получают возможность улучшить знания иностранного языка. Во-вторых, получить дополнительные экономические знания от профессиональных преподавателей. И в-третьих, студенты и преподаватели университета знакомятся с новыми методами преподавания.

Безусловно, мы планируем и дальше развивать подобное сотрудничество, тем более что наш университет является членом Европейской ассоциации университетов.

- Признаётся ли диплом нашего факультета за рубежом?

- Существует два уровня признания диплома: формальный и неформальный. Формальный уровень признания основан на межправительственных соглашениях. К сожалению, официальных документов о признании нашего диплома пока нет. Второй уровень подразумевает признание диплома в каждом конкретном случае. Всё зависит от конкретной ситуации. Каждый ВУЗ или предприятие решают этот вопрос самостоятельно. Например, в США в некоторых ВУЗах наш диплом признается как 4-5 лет американского университетского образования. Во многих немецких, французских ВУЗах нашим студентам засчи-тывают пройденные предметы. Хотя в некоторых университетах наш диплом не признается. Ещё раз повторю: всё зависит от ВУЗа. Что касается устройства на работу, то здесь также всё зависит от конкретного работодателя и выпускника, его личных и профессиональных качеств.

- В настоящее время в Республике Беларусь экономистов международников готовят несколько десятков государственных и коммерческих ВУЗов. Только БГЭУ ежегодно готовит более ста специалистов подобного профиля. Какими знаниями и опытом должны обладать выпускники, чтобы успешно выдержать конкуренцию на рынке труда?

- Говорят, что задача ВУЗа дать конкретные знания, подготовить практика. Я не совсем согласен с этим утверждением. В будущей работе специалиста будут всегда возникать новые ситуации. Мы не можем знать, какие новые проблемы поставит жизнь. Задача университетского образования шире - готовить не техников, исполнителей, а дать выпускнику широкую фундаментальную и специальную подготовку. Фундаментальные знания включают такие общенаучные дисциплины, как логика, высшая математика, иностранные языки, экономическая теория, философия, этика, культурология и т.п. Также необходимо уделить внимание предметам, непосредственно связанным со специальностью: мировая экономика, международные экономические отношения, управление внешнеэкономической деятельностью, бухгалтерский учет в зарубежных стра-нах, иностранные инвестиции. Необходимо дать студентам настолько широкую подготовку, чтобы в любой ситуации они могли применить теоретические и практические знания на пользу дела. Наша задача - научить мыслить, научить учиться. Мир настолько стремительно развивается, что условия, с которыми приходится сталкиваться, меняются постоянно. И я думаю, что ваше поколение будет учиться всю жизнь. Поэтому настоящий профессионал должен обладать навыками самообразования.

- С 1994 года на факультете начался выпуск специалистов. Где работают наши выпускники?

- Выпускники нашего факультета работают экономическими советниками в посольствах Республики Беларусь, Национальном Банке, практически во всех министерствах (Министерстве иностранных дел, Министерстве финансов, Министерстве экономики и других высших государственных органах.), в валютно-финансовых управлениях крупнейших банков и финансовых корпораций, во внешнеторговых фирмах ведущих белорусских предприятий-экспортеров, в совместных предприятиях и представительствах иностранных фирм и междуна-родных организаций. Многие организовывают свои собственные фирмы. Некоторые продолжают дальнейшее образование. Существенный козырь наших выпускников - знание иностранных языков.

- Михаил Вацлавович, какие, по Вашему мнению, требования выдвинет рынок труда нынешним первокурсникам?

- Такие требования, как высокий профессионализм, знания иностранных языков и владение компьютером останутся. Большее внимание будет уделяться общей эрудиции. Мало быть профессионалом. Нужно обладать открытостью, быть гибким и коммуникабельным. Уметь подать себя и адаптироваться к неординарным ситуациям. Эти наши качества всегда отмечаются узкоспециализиро-ванными иностранцами и делают наших специалистов конкурентоспособными на западном рынке труда.

- И последний вопрос. Каким Вы видите факультет через пять лет?

- Я планирую оставаться на факультете (смеётся...) и продолжать его совершенствовать, так как нет предела совершенству. Может быть, появятся новые специальности. Если мы со студентами будем вместе думать о чести факультета, то он и через пять лет будет считаться самым престижным в стране.

вверх

МЭО
Copyright (c) БГЭУ ФМЭО, 2001.

Белорусский рейтинг Rating All.BY Рейтинг белорусских сайтов 10BY
Hosted by uCoz